ЛИТЕРАТУРА
Словарь терминов

Авантюриновое стекло — цветное де­коративное стекло с мелкими вклю­чениями золотистых частиц. Наиболее известны хромовый (зеленый) и медный (оранжево-красный) «аван­тюрины», окрашенные соединениями хрома и меди
 
Алмазная грань — глубокие канавки и линии, преломляющие лучи света и образующие узорчатый орнамент на поверхности изделий. Наносятся ос­тро заточенным ободом шлифоваль­ного круга (см. также «Мальцевская грань»)
 
«Венецианская нить» — линейный узор в толще стекла, образованный сплав­лением с горячей заготовкой цветных стеклянных стержней, чередующихся в заданном ритме: 1) параллельными рядами лент и нитей (нередко еще и спирально закрученных) или 2) сплош­ной ажурной («филигранной») сеткой
 
Выдувание — специфический для стек­ла способ изготовления изделий. Чаще всего производится в раскрывные, полые формы с гладкими стенками, при одновременном вращении стек­лодувной трубки с заготовкой на ее конце (см. также Свободное выдувание, Формы для выдувания изделий)
 
Глубокое травление — один из видов декорирования двух- и многослойных стекол узорными изображениями. При этом плавиковой кислотой частично снимают верхние цветные слои, ос­тавляя рельефным изображение и об­нажая фон рисунка—подстилающие слои иного цвета; в результате на поверхности изделий образуется цвет­ной декор. Нередко называют мето­дом «галле» — по фамилии французс­кого художника Э.Галле (1847—1904), плодотворно использовавшего этот метод
 
Глушители — вещества, замутняющие стекло вплоть до полной непрозра­чности. Обычно образуют белую ок­раску (фосфор, олово, мышьяк, сурь­ма, фтористые соединения), которая способна «наводиться», усиливаясь при термообработке (см. также Наводка)
 
Гравировка, гравирование — способ нанесения рельефного декора на поверхность изделия из стекла путем выемчатой резьбы — до образования матовых или «светлых» (т. е. полированных) узоров. Осу­ществляется художником либо мас­тером высокой квалификации с помощью абразивных порошков или твердых инструментов (медных колесиков, тонких мелкозернистых аб­разивных кругов), победитовых наконечников либо буров. Используют также гравировку с помощью ультра­звука, пескоструйной обработки и т. п.
 
Гута—1) (разговорн.) — горячий цех, где установлена стекловаренная печь и осуществляются производственные операции с горячим стеклом; 2) сте­кольный завод (устарело); 3) гутные изделия (гутное стекло) — в общем ви­де (переносн., разговорн.)
 
Гутная работа — метод формования из­делий совокупностью ряда специфиче­ских ручных приемов обработки горя­чего стекла: выдувания (в формы и без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифле­ния, кракле, получения накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом цикл операций производят непос­редственно возле стекловаренной печи
 
Гутные изделия, гутное стекло— 1) из­делия, отформованные посредством приемов гутной работы (свободным выдуванием, лепкой и т. п.); 2) из­делия, декорированные с их помощью. Декорирование обычно сводится к ук­рашениям на поверхности объемов из­делий (цветными либо бесцветными пластическими деталями) и цветным и фактурным вплавлениям — «наводке», оптическим эффектам в толще глад­кого стекла и т. п. Гутными являются как старинные, так и современные изделия народных мастеров-стеклодувов
 
Живопись по стеклу — один из древней­ших способов декорирования стекла. Производится от руки (кистью) силикатными красками, эмалями, цветными люстрами. В настоящее время в производстве используют механизированные методы нанесения красочных рисунков и покрытий: распылением красок с помощью сжатого воздуха (аэрография), печа­тью через шелковую сетку (шелко-графия), способом переводных кар­тинок (деколью), узорчатым штем­пелем и т. п.
 
«Залив» — массивное, утолщенное (по сравнению с тонкими стенками) донышко изделий
 
Золочение — производится нанесением препарата жидкого золота с закреп­лением его обжигом при высокой температуре. Подобным же образом наносятся пленочные покрытия из иных драгоценных металлов
 
«Чеканное золото» — нанесение позолоты на поверхность стекла, пре­дварительно обработанную плавиковой кислотой до образования матового узорчатого рельефа. При этом об­разуется узор, подобный чеканке по металлу (прежде выполнялся агатовым карандашом)
 
Иризация — декорирование поверхнос­ти стекла тонкой радужной пленкой с перламутровым отблеском. Дос­тигается воздействием паров ряда химических соединений (при высокой температуре). Древние стекла, най­денные в земле, иризируют за счет частичного перерождения структуры поверхности под воздействием воды и солей, содержащихся в почве
 
Кракле — декор из трещинок на поверхности либо внутри стекла. Получают мгновенным охлаждением горячего набора стеклянной заготовки
 
Красители стекла — чаще всего окислы тяжелых металлов: меди, железа, мар­ганца, кобальта, хрома, а также зо­лота, серебра, серы, селена, кадмия и окислы редкоземельных элементов. Медь обычно окрашивает стекло в вишневый цвет («медный рубин») и голубой, железо — в оранжевый, зеленоватый, слабо-голубой (в зависимости от условий режима варки стекла; цвет не отличается чистотой, и окрашенное железом стекло "в худо­жественном стеклоделии не применяется). Марганец красит в фиолетовый цвет, кобальт — в густо­синий, хром — в зеленый и т. д. Сера, селен и кадмий сообщают стеклу раз­личные тона оранжево-красной гаммы; золото — пурпурно-красный тон («зо­лотой рубин»). Дымчатую окраску стекла получают сложением ряда красителей. Окислы редкоземельных элементов (церия, неодима, празеоди­ма и других) сообщают стеклу тонкие «размытые» оттенки желтого, лилового, зеленого цвета, меняющего тон в зависимости от толщины стенок изделий
 
Люстры, люстровые краски — прозрачные, с металлическим блеском пленки в виде растворов солей метал­лов-красителей. Наносятся широкой мягкой кистью, с последующим об­жигом для закрепления на поверхнос­ти стекла
 
«Мальцевская грань» — узаконенные старыми прейскурантами заводов Мальцевых ремесленные системы грани с обилием разномасштабных элементов («камни», «звезды», «кусты», «медальоны», «мельницы» и др.) в их эклектическом смещении. Характерна в хрустале начала XX века; нетворчески использовалась у нас в 1930-е, 1950-е годы
 
«Миллефиори» (дословно (ит.) «тысяча цветов») — узор наподобие множества пестрых розеток, получаемый спаиванием с поверхностью изделий нарезанного поперек цветного стек-лодрота (см.)
 
Наводка — повторное нагревание заготовки (или готового изделия), способствующее лучшему проявлению или даже возникновению окраски — в случае применения в качестве красителя золота, серы и др. Частич­ное и узорчатое окрашивание в этом случае получают, предварительно помещая заготовку в рифленую форму, а затем нагревая и выдувая изделие окончательно (см. рифление)
 
Нацветы, наклады — сплошные (либо частичные: полунаклад, «акварельное пятно» и т. п.) тонкие слои на внешней поверхности изделий, наносимые в процессе гутной работы (см.). Стекло со сплошным нацветом иногда называют накладным; подцветом называют тонкий окрашенный слой на внутренней поверхности или внутри стенок
 
«Нить» (и «лента») — один из распрос­траненных видов горячего (гутного) декорирования: цветная стеклянная нить в толще гладкого стекла, специально уложенная линейным узором либо беспорядочно («путаная нить»). См. также: «венецианская нить»
 
Овальная грань — круглые («ямки»), линейные («пальцы») и т. п. узоры, получаемые обработкой поверхности изделий на шлифовальном колесе не с острым, как при алмазной грани (см.), а с закругленным профилем; вызывает в хрустале характерную оптическую игру
 
Отводки (красками и золотом) — рисунок из непрерывных линейных полосок по верхнему краю (либо параллельных ему). Наносятся непод­вижной кистью при горизонтальном вращении изделия
 
Отделка края изделия—1) горячая (гутная), когда верхнюю часть вещи отрезают ножницами и помещают в пламя для заравнивания (оплавления) края; 2) холодная — обравнивание края на шлифовальных кругах или отделка его вырезными зубцами, полуовалами и т. п. («вырезной край»). «Ажурный край» получают обычно в горячем виде (прессованием в специальных формах)
 
Подцвет — см. Накладное стекло
 
Прессование — усовершенствованный метод производства изделий в метал­лических формах. Один из древней­ших способов изготовления изделий из стекла: его зачатки относятся еще к XII—X векам до н. э. (Древний Еги­пет). Распространился с 30-х годов XIX века, в том числе в России. В настоящее время ручной способ прес­сования широко заменяется механизи­рованным. Так производят различную посуду, изделия на ножке (целиком или прессуют только фигурную нож­ку), а также часть хрустальных изде­лий (как заготовки для последующей доработки алмазной гранью)
 
Протравы, протравное окрашивание — способ диффузного окрашивания изде­лий в желтый, черный, красный цвета путем частичного или полного покры­тия их поверхности специальной па­стой (с соединениями меди, серебра) и обжига. При этом медные или сереб­ряные красители проникают в стекло, окрашивая его. Такие изделия декори­руют шлифовкой либо гравировкой (наподобие накладных стекол)
 
Рифление (вальцевание) — предварительная обработка горячих заготовок ритмическими углублениями разной формы. Служит для об­разования оптического декора, а в работе с сульфидным стеклом (см.) используется для наведения цветного орнамента
 
«Рифленки» — ажурные (каркасные) или другие формы для выдувания (см.) с неровной внутренней поверхностью, вызывающие образование рельефного декора на поверхности изделий, который изменяет оптические свойст­ва стекла и влияет на его цвет
 
Свободное выдувание — выдувание из­делий без применения форм (см. также Гутная работа)
 
Свободное формообразование —изготовление монолитных изделий без применения выдувания (лепкой, лить­ем без форм и т. п.)
 
Стеклодувная трубка — основной ин­струмент стеклодува: железная с дере­вянной муфтой для рук. Изобретена одновременно с методом выдувания (I в. н. э.). Трубки старого образца применяются в производстве, главным образом при изготовлении эксперимен­тальных и художественных изделий; в серийном и массовом (для небольших предметов) они в наше время заменены трубками-«самодувками» с резиновым амортизатором
 
Стекло дрот — тонкие стеклянные трубочки и стержни (последние называют еще иногда «штабиками»), бесцветные и цветные. В художествен­ном стеклоделии применяются для из­готовления мелкой стекольной плас­тики и сувениров. Используются также для гутного декорирования стекла «венецианской нитью», «миллефиори» и т. п.
 
Стеклодувная работа — цикл операций разогреванием и сплавлением от­дельных деталей из стеклодрота над пламенем горелки. При этом применяются известные методы об­работки горячего стекла: лепка, кру­чение, выдувание и т. п.
 
Стеклодувы (выдувальщики, гутенские мастера) — 1) участники процесса руч­ного выдувания изделий из стекла. Бригада их обычно состоит из 3—5 человек: наборщик, выдувальщик (задельщик), отдельщик (главный мас­тер, бригадир). Первый набирает заготовку и осуществляет ее первос-тадийную обработку; выдувальщик опускает заготовку в форму и окон­чательно выдувает изделие; мастер-отдельщик отделывает, декорирует его; 2) мастера, выполняющие стекло­дувные работы (см.)
 
Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло — стекло, окрашенное суль­фидными соединениями железа и цинка, придающими ему заметную ок­раску в гамме от светло-янтарной до почти черной, а также различную степень глушения (см. глушители). Первое авторское свидетельство на изобретение было выдано в 1958 году на имя инженера-технолога ЛЗХС Е.А.Ивановой и главного инженера этого завода А.А.Кирьёнена
 
«Тихое дутье» — выдувание изделий в форму, не рассчитанную на вращение, например, квадратную; либо в форму с глубокими рельефами, с рассеченной поверхностью, вовсе ажурную и т. п. В отличие от выдувания в рифленые формы, изделия в этом случае, как правило, формируют одноразово — вначале очень тихим, осторожным, а затем сильным и энергичным вду­ванием
 
Травление — обработка изделий плавиковой кислотой (в растворе либо пасте) до получения непрозрачной шероховатой поверхности либо узор­чатых изображений (см. Глубокое травление)
 
Формы для выдувания изделий —деревянные, металлические и т. п. полые приспособления, сообщающие изделиям внешнюю конфигурацию и гладкую (либо рельефную) поверх­ность. Чаще всего изготавливаются круглыми в сечении, с гладкими стен­ками (при этом выдувание изделий производят с одновременным враще­нием); иногда — с выступами внутри, либо ажурные (так называемые «риф­леные формы», «рифленки», см.), применяемые для выдувания тиходутых изделий, для сообщения изделиям оптического декора, либо цветного узора (в сульфидном стекле)
 
Холодная обработка — декорирование изделий на абразивных кругах (нанесением узоров шлифовки, грани, гравировки) и иным механическим либо химическим (травление) воздей­ствием на поверхность изделий из стекла. Нанесение декоративных покрытий (силикатными красками, золотом, люстрами, протравами и т. п.) производят также в холодном состоянии, но завершают обжигом при высокой температуре
 
Хрустальное стекло, свинцовый хрус­таль— стекло, чаще всего бесцветное, содержащее окись свинца. Такой сос­тав понижает температуру плавления стекла, увеличивает светопрелом­ление, улучшает чистоту и блеск материала. Впервые широко исполь­зовалось стеклоделами Киевской Руси (XI—XII вв.). Вновь введено в Европе (Англия) в 1764 году. В обиходе хрус­талем называют иногда бесцветное стекло, с высокой степенью чистоты и прозрачности, независимо от его хими­ческого состава
 
«Цапфы», «цапки»—довольно мас­сивные цветные стержни, которые специально заготавливают и исполь­зуют для декорирования изделий: разогревая, мастер сплавляет их с бесцветной заготовкой, сообщая ей задуманный декор и цвет
 
Шлифовка, шлифование — распространенный способ декорирова­ния стекла и хрусталя. Чаще всего имеют в виду нанесение с помощью шлифовального круга несложного де­кора (геометрического орнамента, изобразительных мотивов и т. п.) — иногда с последующей полировкой. «Номерная», «валовая» шлифовка — устойчивые в массовом производстве рисунки шлифовки и алмазной грани (по номерам, в зависимости от сложно­сти композиции)
 
Широкая грань, широкое гранение — обработка стенок изделия ограни­чивающими их форму шлифованными, прямыми, гладкими плоскостями. Производится плоской стороной вра­щающегося шлифовального круга или на специальном горизонтальном круге (шайбе). Предполагает обязательную полировку до блеска. В современном производстве граненые стенки изделий задаются формой и лишь дорабатываются шлифованием



© «vazaspb» Все права защищены, 2009-2024
Контакты: vazaspb@yandex.ru
+7 (911) 131-67-03
+7 (921) 409-29-77